Страну вынуждают на большие уступки

Бывший посол Югославии в России о перспективах вступления Сербии в ЕС

s98501717 Страну вынуждают на большие уступкиВласть Сербии давно провозгласила вступление страны в Евросоюз «приоритетом приоритетов». В прошлом году Сербия подписала так называемое Соглашение о стабилизации и присоединении к ЕС (ССП), что дает возможность подать просьбу для приобретения статуса кандидатуры в члены ЕС. Сербия такую просьбу подала. Каковы шансы положительного решения ЕС? По-моему, очень невелики.

После установления Брюсселем безвизового режима и разблокирования так называемого Переходного торгового соглашения, сербское правительство решило внести кандидатуру страны на полноправное членство в Евросоюзе. Такой Меморандум правительства Сербии был вручен президентом Б.Тадичем шведскому премьеру Ф.Рейнфельду 24 декабря в Стокгольме. (Швеция до конца этого года председательствует в Евросоюзе.) Президент и правительство Сербии называют это «историческим шагом», определяющим дальнейший путь Сербии.

Приобретение формального статуса кандидата может длиться довольно долго (некоторые официальные лица говорят о двух годах), поскольку каждая из 27 стран – членов ЕС должна ратифицировать ССП. По рекомендации Совета министров ЕС, ратификация начнется лишь летом 2010 г., если руководство ЕС оценит, что Сербия исполнила ряд нужных условий.

Среди таких условий – по крайней мере «полное сотрудничество» с Гаагским трибуналом, а также сотрудничество с Косово как с независимым государством. И последнее по очереди, но не и по значимости – готовность для вхождения страны в НАТО. Хотя об этом не всегда говорится откровенно, но такие требования совершенно ясны. Политическая оценка ЕС зависит от исполнения Сербией данных и других условий.

Сербия хочет добиться статуса кандидата до конца 2010 года (напомним, что Македония имеет статус кандидата в ЕС с декабря 2005 года), но важнее сроков – реформы, которые должны быть проведены страной.

Реформы, разумеется, будут болезненными. В том числе в экономической и финансовой сферах. Включиться в стандарты и условия ЕС непросто. Достаточно вспомнить о том, какие серьезные проблемы в связи с вступлением в ЕС возникли в фармацевтической промышленности Португалии, в сельскохозяйственной отрасли Испании и Голландии (голландцам, например, потребовалось резать коров, чтобы снизить производство молока в стране).
Но значительно важнее, что ЕС ожидает от Сербии дальнейших существенных политических уступок, которые затрагивают жизненные интересы страны. А сам ЕС делает минимальные шаги навстречу Сербии. Так, страна получила визовую либерализацию, но только после того, как отказалась от своих граждан в южном крае Косово и Метохия.

От Сербии требуется «полное сотрудничество» с гаагским «трибуналом» по бывшей Югославии. Этот эвфемизм на самом деле означает выдачу генерала Ратко Младича и Горана Хаджича. В этом «сотрудничестве» Сербия и так далеко ушла: арестовав и выдав в Гаагу 44 из 46 своих граждан, обвиненных МТБЮ. Достаточно вспомнить в этой связи последние события – выдачу Радована Караджича. Может быть, достаточно?

Но сербские власти так не думают. Они усердно будут охотиться за генералом Младичем, который пока что остается на свободе. Ведь если очередной рапорт главного прокурора МТБЮ будет неблагоприятным для Сербии в смысле оценки уровня ее «сотрудничества» с трибуналом (то есть это «сотрудничество», не дай Бог, ухудшится), несомненно  возникнут такие же «неблагоприятные» последствия для сербского присоединения к ЕС.

На самом деле это продолжение шантажа Белграда с помощью МТБЮ, ставшего средством такого шантажа. Но ответственные европейские лица лицемерно похлопывают Сербию по плечу, выражая уверенность, что успешное сотрудничество продолжится. Видимо, стали доверять правительству Сербии, поскольку оно доказало лояльность хозяевам Гааги.

От Сербии также требуют сотрудничать с самопровозглашенным Косово и Метохией как с независимым государством в рамках так называемого регионального сотрудничества в Европе. Де-факто от Сербии требуется отказ от собственной политики и признание независимости Косова, хотя так прямо это и не формулируется.

Сербия исходит из того, что европейская интеграция, членство страны в ЕС и решение проблемы Косова – это «два параллельных процесса». То есть Сербия будет отстаивать свою территориальную целостность и не признает независимость Косова и Метохии «никогда». Дай Бог! Но если такая политика будет последовательно проводиться властями страны, перспективы вступления Сербии в Евросоюз окажутся иллюзорными.

По словам президента Тадича, в Белграде надеются, что результаты процесса в Международном суде ООН в Гааге по вопросу легитимности одностороннего провозглашения косовскими сепаратистами независимости откроют возможность новых переговоров о статусе Косова и Метохии. Но этого, к сожалению, никак нельзя утверждать. Посмотрим…

Известно, что путь к Евросоюзу, как правило, лежит через НАТО. Есть и исключения (например, Австрия), но исключения лишь подтверждают правило. Наш народ не хочет, чтобы страна вступала в НАТО. Он имеет живой и непосредственный опыт «взаимодействия» с этой организацией. Но не надо упускать из вида, что ЕС и НАТО проводят одну и ту же политику по вопросам безопасности, то есть по военным вопросам.

Главные политические структуры ЕС и самые влиятельные страны Союза, а так же США в той или иной форме требуют от Белграда «понимания» относительно ряда политических процессов на территории бывшей Югославии и в самой Сербии. К примеру, сейчас происходят политические процессы в Боснии и Герцеговине, фактически направленные против сербского государства – Республики Сербской. Запад давно хочет создать в БиГ унитарное государство и методично осуществляет свои намерения. В 1995 году в Дейтоне Республика Сербская приобрела свою государственность. Теперь она урезывается, подстегивается процесс, ведущий к унитаризации Боснии и Герцеговины. Фактически происходит деградация прежнего высокого статуса республики. Запад ожидает от Белграда определенных реверансов по отношению к данным конституционным изменениям в Боснии и Герцеговине.

В Воеводине также идут процессы, свидетельствующие о растущей самостоятельности северного сербского автономного края, о значительном увеличении прерогатив местных властей. Принят новый устав края, вызвавший глубокие расхождения в Сербской народной скупщине (парламенте). Этот неконституционный, по мнению многих в нашей стране (включая и автора этих строк), документ ведет к созданию государства в государстве. В данном конституционном документе предусматривается, помимо прочего, и открытие в Брюсселе канцелярии Воеводины наряду с посольством Республики Сербии.
Только что две политические партии, Демократическая партия Сербии В.Коштуницы и Новая Сербия В.Илича, фактически потребовали отмены этого Устава Конституционным судом республики.

Борислав МИЛОШЕВИЧ.

Газета «Советская Россия»

29 декабря 2009 г.

Оставить комментарий


Управление
Свежие комментарии
Сообщения на форуме
Счетчик
Рейтинг@Mail.ru